?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

fbbe1b6549f1 (428x634, 78Kb)

Ида Рубинштейн  1930


Больше всего на свете ей нравилось быть женщиной -загадкой.

Европейские журналисты, осаждавшие Иду, так и не смогли добиться ответов на свои простые вопросы: кто она, откуда, когда родилась...Только после её смерти была найдена запись в метрической книге харьковской синагоги о её рождении в 1883 году в одной из богатейших семей России. Её дед , Рувим (Роман) Осипович Рубинштейн сколотил огромное состояние на торговле ценными бумагами и основал известнейший банкирский дом «Роман Рубинштейн и сыновья»,а его хорошо образованные сыновья ещё более приумножили отцовские капиталы. Но самой известной представительницей клана стала его внучка Ида (Лидия). Она унаследовала все лучшие качества Рубинштейнов – хватку, напор, энергию, а главное – артистические наклонности и волю к победе. Мать Иды умерла, когда девочка была совсем маленькой, а вскоре скончался и ее отец. Ида унаследовала огромное состояние. В  богатом доме тётки в Петербурге ,где теперь она стала жить,все было к услугам обожаемой племянницы: лучшие учителя, всевозможные развлечения.Её обучали музыке и истории,иностранным языкам, а когда Иду заинтересовала древняя Греция, к ней был приглашен ученый-эллинист. Был нанят и учитель танцев и тут обнаружилось,что к танцам у Иды способностей нет. Но отступать было не в характере Иды, она стала часами отрабатывать позы, движения, пируэты...  В конце концов Ида заявила о своем непоколебимом желании пойти на сцену и для углубления своего театрального образования уехала в Париж.


50239400_85001008ri6 (467x611, 25Kb)



Разразился невероятный скандал,  клан Рубинштейнов был в ужасе. Одно дело – интересоваться театром, и совсем другое – стать профессиональной актрисой; в то время между понятиями «актриса» и «куртизанка» разницы не делали. Для спасения чести семьи известный парижский врач профессор Левинсон, дальний родственник Рубинштейнов, объявил Иду невменяемой и поместил в клинику для душевнобольных. Тут уж перепуганные петербургские родственники потребовали выпустить её и отправить домой.
 Избавиться от опеки родни можно было в то время только единственным способом - замужеством. Проявив невероятную энергию ,Ида тут же нашла подходящую кандидатуру, против которой родственники не могли возражать: избранником Иды стал ее двоюродный брат ,сын опекавшей её тётки. Развод последовал так же быстро, как и брак. Ида оставила бывшему мужу определенное содержание, но постаралась больше никогда не вспоминать о своем полуфиктивном браке .Теперь Ида, разведенная и богатая, была свободна и могла полностью распоряжаться собой. И она вернулась к своей идее стать трагической актрисой.

19977114_183350 (334x450, 16Kb)



Она задумала на свои средства поставить трагедию Софокла «Антигона» и сыграть в ней главную роль. В исполнении этой дерзкой идеи ей помог случай. На светском рауте она познакомилась с известным театральным художником и декоратором Львом Бакстом, который сразу и навсегда был покорен энергией и обаянием Иды. Он восхищался Идой и как женщиной, и как актрисой всю свою жизнь, но их отношения никогда не переходили границы платонических..Бакст согласился оформить «Антигону»,премьера состоялась в апреле 1904 года. Спектакль не имел успеха, но это не охладило пыл Иды. Она твердо решила покорить сцену. По правде говоря, данных у нее для этого было крайне мало: голос у Иды был глухой и слабый, декламировала она из рук вон плохо - манерно, истерично, с излишним пафосом. Внешность ее тоже не соответствовала тогдашним канонам красоты: невероятно худая, плоскогрудая, угловатая, с чересчур крупным ртом и вытянутыми к вискам глазами,в то время, когда в моде были пухлые, мягкие, большеглазые красавицы эпохи модерна. Но Ида столь искренне считала себя красавицей, что через некоторое время в это начинали верить все, кто с ней встречался...

57998468_Ida_Rubinshteyn (698x436, 45Kb)

Валентин Серов


  Полная решимости она обошла все крупнейшие театры обеих столиц, предлагая свои услуги в качестве актрисы, и везде она производила фурор одним своим появлением.  Экзотическую красавицу заметил сам Станиславский и пригласил ее в свой прославленный Художественный театр, считавшийся тогда самым модным и передовым. Но у Иды было другое мнение о театре, считая его устаревшим,она отказалась от приглашения. В конце концов Ида согласилась на предложение поступить в театр Веры Комиссаржевской, где ей предназначалась главная роль в спектакле по скандальной пьесе Оскара Уайльда «Саломея». Своей библейской внешностью она как никто подходила для этой роли,занимался с ней сам Всеволод Мейерхольд. Актер театра Александр Мгебров вспоминал, что Ида «ежедневно приезжала в театр, молча выходила из роскошной кареты в совершенно фантастических и роскошных одеяниях, с лицом буквально наштукатуренным, на котором нарисованы были, как стрелы, иссиня черные брови, такие же ресницы и пунцовые, как коралл, губы; молча входила в театр, не здороваясь ни с кем, садилась в глубине зрительного зала во время репетиций и молча же возвращалась в карету». В 1907 году спектакль был почти готов, когда вмешался черносотенный «Союз русского народа» и Святейший Синод. Пьеса была признана аморальной, а ее постановка запрещена. А вскоре прекратил свое существование и сам театр Комиссаржевской.

a13f7c16fa7d39f941cebe464f98b9e5bc5f6c131964612 (531x700, 27Kb)


Но Иде так понравилась идея быть первой русской Саломеей , что она все же решилась воплотить её  хотя бы в танце. Самостоятельная  работа у нее не пошла, и тогда Ида обратилась к танцовщику и балетмейстеру Мариинского театра Михаилу Фокину, который уже начал приобретать известность как приверженец новых течений в хореографии.Сначала Фокин отнесся к просьбам Иды с большим сомнением: не имеющая никакой хореографической подготовки, никаких данных для балета великовозрастная девица требует поставить для нее сложнейший номер! Но Ида смогла добиться своего... Вслед за Фокиным летом 1908 года Ида уехала в Швейцарию, где в тихом пансионе началась работа над танцем. Долгие месяцы упорнейшего труда  и экзотичный танец, полный эротизма и чувствености, был готов.
Первое исполнение «Танца семи покрывал» состоялось в декабре 1908 года на сцене Петербургской консерватории. Скандальные слухи, уже ходившие вокруг предполагаемого танца, собрали в зале невероятное количество народу. Ида танцевала, сбрасывая одно за другим все семь покрывал, в итоге на ней остались лишь крупные, в несколько рядов, бусы... Зал замер, затем разразился невероятной овацией. Ида Рубинштейн была первой, кто внес в балет столь явную эротику, а не просто наготу. Критика была в восторге. Только Станиславский, обиженный на нее за отказ присоединиться к его театру, заметил после ее выступления: «Более голой и бездарно голой я не видел!»

214px-thumbnail (214x600, 24Kb)

Танец семи покрывал

36508_or (640x522, 91Kb)



Удивительно, но хотя вокруг скандально известной красавицы всегда роились поклонники, она продолжала оставаться одна. У нее не было не только постоянных любовников, но даже мимолетных связей, которые считались нормой для тогдашней богемы. На все недоуменные вопросы Ида отвечала: «Я не могу идти рядом с кем бы то ни было. Я могу идти только одна».
После «Танца семи покрывал» Ида моментально прославилась. Но как оказалось, это было только начало.
В 1909 году известный антрепренер Сергей Дягилев готовил свой очередной «Русский сезон» в Париже, куда впервые должны были войти одноактные балетные спектакли.В качестве «звезд» труппы ехали Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский и Михаил Фокин, выступавший не только как танцор, но и как балетмейстер всех постановок. Единственная загвоздка была в отсутствии достойной исполнительницы на роль Клеопатры. И тогда Фокин посоветовал взять свою ученицу Иду Рубинштейн,из которой он обещал сделать русскую Сару Бернар: «Она высокая, красивая, пластично движется: мне кажется, она прекрасно подойдет». Фокина поддержал Лев Бакст, оформитель этого балета. И несмотря на все возражения о недопустимости брать в труппу непрофессиональную танцовщицу, другого выхода не было – и Иду взяли на роль Клеопатры. Балет был поставлен в очень короткие сроки. Партнерами Рубинштейн были Анна Павлова  и Михаил Фокин , в небольших ролях выступали Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина - самые яркие, признанные звезды балета, уже успевшие завоевать искушенную парижскую публику. Однако Ида Рубинштейн не только не потерялась на их фоне, но и привлекла к себе необычайное внимание!

idarubinshtejn1 (532x700, 85Kb)

Лев Бакст  Костюм для Иды Рубинштейн в роли Клеопатры



Конечно, во многом это произошло благодаря сценографии. Лев Бакст придумал для Иды эффектный выход: ее выносили на сцену в закрытом саркофаге и доставали, запеленатую в покрывала, как мумию. Затем «мумию» постепенно разворачивали, пока Клеопатра не представала во всем блеске – в голубом парике и великолепном египетском костюме, больше открывающем тело, чем скрывающем. Исключительно декоративная, с прекрасной мимикой и выразительными жестами, Ида с первого момента привлекала к себе основное внимание и не отпускала зрителя до конца. Самой поразительной была сцена соблазнения: Клеопатра на глазах у зрителей впадала в любовный экстаз, и только в самый кульминационный момент ложе любовников накрывали полупрозрачной тканью. Зал замирал , а затем буквально взрывался аплодисментами. Ида Рубинштейн смогла после всего одного спектакля завоевать фантастическую популярность. Ее имя было на устах у всего Парижа, ее лицо красовалось во всех газетах, на конфетных коробках и рекламных плакатах. После такого успеха Ида больше никогда не возвращалась в Россию,теперь Париж стал ее настоящим домом. Она купила себе огромный особняк с садом и обустроила его с экзотической роскошью: везде японские статуэтки, африканские маски, древнегреческие бюсты – трофеи её зарубежных поездок. В саду среди фантастических цветников летали райские птицы,гуляли павлины и пантера.

ad02892aac543aa06355b6475ee084d1bc5f6c131964612 (499x700, 43Kb)



Журналисты буквально осаждали Иду Рубинштейн, и у нее всегда было, что им рассказать...что из ее рассказов было правдой, а что вымыслом никого не интересовало. Европа хотела говорить об Иде Рубинштейн, и Ида позволяла говорить о себе. " Вероятно, многих удивит такая безалаберная, кочующая жизнь, при которой я не знаю, что будет со мной через неделю. Я же нахожу в ней наибольшую прелесть. Без этого я не могла бы вовсе жить. Мне необходима смена и полная смена впечатлений, иначе я чувствую себя больной».
В сезоне 1910 года специально для Иды Рубинштейн был поставлен балет «Шехеразада» по либретто Александра Бенуа и Льва Бакста на музыку Николая Римского-Корсакова. Ида танцевала главную партию Зобеиды,она не столько танцевала, сколько двигалась и принимала эффектные позы, но даже ее партнер – гениальный Нижинский – назвал Иду в этой роли совершенно бесподобной. Кульминацией спектакля была сцена оргии, где вокруг Зобеиды, буквально источающей эротический дурман, клубились возбужденные рабы и одалиски.

36510_or (471x700, 78Kb)

Ида Рубинштейн в роли Шахерезады


Совершенно неожиданно даже для Дягилева «Шехеразада» стала главным событием сезона. Она оказала сильнейшее влияние на Европу, вызвав необычайный интерес к восточной культуре и искусству. Лев Бакст писал, что после дягилевских сезонов, особенно после «Клеопатры» и «Шехеразады», изменилась  французская, а, следовательно, и мировая мода. Разрезы на платьях были отзвуком греческих и египетских костюмов, яркие краски, шаровары, бюстье, цветные тюрбаны, любимые поколениями оранжевые абажуры – непроходящее влияние сценографии «Шехеразады». И с тех самых пор женщины, подражая Иде Рубинштейн, полюбили возлежать в томных позах среди наваленных на диване подушек.Популярность Иды стала совершенно недосягаемой, и она решила уйти из дягилевской труппы, начав свою сольную карьеру.

0_9cb4_e0c8504b_XL (498x700, 130Kb)

Лев Бакст  Костюм для Иды Рубинштейн в роли Саломеи


Ей захотелось поставить пьесу какого-нибудь модного драматурга, написанную специально для нее, и сыграть в ней главную роль. Расходы Иду не смущали,средств ей хватало на все. После долгих поисков такая пьеса нашлась, скандально известный итальянский  поэт и политический деятель Габриеле д’Аннунцио написал для Иды «Мистерию о мученичестве святого Себастьяна». Музыку к спектаклю написал Клод Дебюсси, декорации создал все тот же преданный Лев Бакст. И снова невероятный успех . Скандальный успех постановки вызвал очередное общественное возмущение: женщина, еврейка и, как утверждали, лесбиянка в роли одного из самых почитаемых католических святых вызвала яростные протесты Ватикана. 8 мая 1911 года специальным папским декретом Габриеле д’Аннунцио был отлучен от церкви,  католикам было запрещено читать его произведения и посещать спектакли. Но ему было не привыкать к сплетням и запретам,он не смог устоять перед фантастической красотой и славой Иды,они стали любовниками. Через некоторе время к ним присоединилась известная деятельница феминистического движения, художница Ромэйн Брукс, влюбившаяся сначала в Иду, а затем и в Габриеле.

mosaic_0078_55 (549x700, 122Kb)

Ромейн Брукс  Портрет Иды Рубинштейн 1917

24756841_Romana_Bruks_Na_beregu_morya_Avtoportret_1912_szh (310x507, 30Kb)

Ромейн Брукс  Автопортрет  1914

24757075_Romana_Bruks_Gabriele_d_Annuncio_1912_szh (360x465, 33Kb)

Ромейн  Брукс  Габриэле д" Аннунцио


Некоторое время они открыто жили вместе, всюду появляясь втроем : в середине юношеподобная Брукс, с одной стороны  невероятно женственная, в фантастическом наряде Ида, с другой - известный в Европе ловелас Габриеле. И для Брукс, и для Иды это был невероятно плодотворный период : Ида ставила спектакли и снималась в фильмах по сценариям д’Аннунцио, Брукс рисовала свои лучшие портреты. Но в 1915 году треугольник распался: Ромэйн Брукс влюбилась в американскую писательницу Натали Бэрни, а Ида, устав от этих отношений, снова начала путешествовать.

e793a27a2669 (418x548, 283Kb)

Шахерезада



После произошедшей в России революции средств стало заметно не хватать,но Иде снова повезло. Она познакомилась с сэром Уолтером Гиннессом – наследником пивной империи Гиннессов, миллионером и красавцем. Гиннесс, как и Ида, обожал путешествия, экзотику и красоту. Он был женат, но это не помешало ему вступить в многолетнюю связь с Идой, настолько открытую, что многие считали леди Гиннесс именно Иду. Они часто появлялись вместе на великосветских приемах, совершали совместные путешествия… Гиннесс разделял ее пристрастие к публичности и театру, именно его деньги позволили Иде снова начать ставить драматические и балетные спектакли, привлекая французских актеров. В 1928 году Ида решилась устроить балетную антрепризу. Было снято помещение парижской Гранд-Опера, наняты танцовщики. От Дягилева удалось переманить несколько лучших сотрудников: Александра Бенуа, танцовщика Леонида Мясина, балетмейстра Брониславу Нижинскую – сестру знаменитого Вацлава Нижинского, первую женщину-хореографа... Специально для труппы Иды Рубинштейн Игорь Стравинский написал балет «Поцелуй феи». Но главной удачей молодой труппы были балеты на музыку Мориса Равеля – «Вальс» и «Болеро». Хореографом была Бронислава Нижинская; декорации выполнил Александр Бенуа.
«Болеро» прославило и труппу Иды Рубинштейн, и самого Равеля. С горькой иронией он любил говорить: «Я написал всего лишь один шедевр – «Болеро». К сожалению, в нем нет музыки».

ида (400x600, 62Kb)


Успех антрепризы подвигнул Иду набрать постоянную труппу – из французских и русских танцовщиков. Дягилев рвал и метал: в Иде он увидел сильную конкурентку. Однако их противостояине длилось недолго, в августе 1929 года Дягилев скончался в Венеции. Труппа Иды Рубинштейн осталась в Европе ведущей балетной антрепризой. Конечно, того фантастического успеха, какой выпал на долю Иды в начале 1910-х годов, уже не было. Но все же зрители продолжали любить Иду, ее постановки всегда благосклонно принимались и критикой, и публикой. Последний раз Ида вышла на сцену в драматической оратории Онеггера «Жанна д`Арк на костре». Спектакль, воспринятый как антифашистский протест, имел неожиданно шумный успех. Последний в жизни Иды Рубинштейн... Это было в 1935 году. Ей было 52 года.

iphone360_827321 (215x350, 23Kb)


Когда немецкие войска оккупировали Париж, Иде пришлось бежать: ей, еврейке, со скандальной славой и репутацией бисексуалки,  оставаться во Франции было чрезвычайно опасно. С огромным трудом Иде удалось перебраться через Ла-Манш. Она осела в Лондоне.
Тут у неё началась совсем другая жизнь. Бывшая светская львица сторонилась шумных сборищ, не пыталась завязать знакомств в высшем свете, отказывалась от контактов с прессой, не ходила в театры. Она будто устала от шумихи вокруг нее. И теперь, когда заниматься искусством не было возможности, Ида предпочла оставаться в тени.Вместе с Уолтером Гиннессом они открыли госпиталь для раненых, работе в котором Ида отдавала все свое время. Пациенты были уверены, что Ида – профессиональный медик, настолько тщательным и эффективным был ее уход.

26c6117e310dt (390x386, 35Kb)



В 1944-м сэр Гиннес, в то время британский эмиссар на Ближнем Востоке, отвечал за переправку румынских евреев-беженцев на судне "Стурма" в Палестину. От прямого удара немецкой торпеды все, кто плыл на судне, погибли – почти 800 человек, и сам Исхак Шамир, будущий президент Израиля, подписал смертный приговор сэру Уолтеру Гиннессу, который вскоре был приведен в исполнение... Ида осталась одна.После освобождения Парижа она вернулась в любимый город, но остаться там не смогла. Ее дом был разрушен, никого из прежних друзей не было... Ида, которая всю свою жизнь была более чем равнодушна к религии, приняла католичество.  Некоторое время она работала переводчиком в ООН, пригодилось ее великолепное знание языков. Вспоминают, что она по-прежнему была невероятно красива: величественная, царственная, она плыла по коридорам, заставляя всех оборачиваться ей вслед... Поселилась Ида на Французской Ривьере, в городке Ванс, где купила небольшой особняк. Там она и прожила до конца своей жизни – тихо, скромно, практически ни с кем не общаясь.Умерла Ида Рубинштейн от сердечного приступа 20 сентября 1960 года. Загадочная тайна сопровождала и её смерть.Согласно  завещанию, никакого извещения в прессе о ее кончине не помещали, о времени похорон никому не сообщали. На могиле нет ни имени, ни дат, и только две буквы на могильной плите – I. R. – напоминают, что здесь покоится  бывшая  красавица,женщина- загадка Ида Рубинштейн...

Ida_Rubinstein_Face (576x700, 116Kb)

Антонио де ла Гандара  Портрет Иды Рубинштейн



По материалам:

http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=724

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
belka_helya
May. 13th, 2014 02:21 am (UTC)
привет!)
спасибо огромное!)
как всегда ты открываешь для меня новое!
agent_40
May. 13th, 2014 12:11 pm (UTC)
Привет,Лена.Последнее новое...,завтра,наконец,отбываю на дачу. Тебе солнечного и радостного лета! До встречи!!!
belka_helya
May. 13th, 2014 12:42 pm (UTC)
хорошего и солнечного лета, Маргарита)
agent_40
May. 13th, 2014 12:45 pm (UTC)
Спасибо,Леночка!
lenochka_lenusi
May. 25th, 2014 12:38 pm (UTC)
Интересно!!!
...

Привет!
как поживаешь? что-то тебя не видать
наверно, в сельском х-ве вкалываешь
agent_40
Sep. 30th, 2014 07:16 pm (UTC)
Верно,Лен,теперь сельское хозяйство в полном порядке,голодная зима не страшна.
(no subject) - oduvan_wordik - Jun. 6th, 2014 09:50 am (UTC) - Expand
agent_40
Sep. 30th, 2014 07:17 pm (UTC)
Можно и подружиться,отчего нет?
lenochka_lenusi
Sep. 30th, 2014 07:09 pm (UTC)
вернулась с дачи?
agent_40
Sep. 30th, 2014 07:14 pm (UTC)
Вернулась,Ленок,надоело уже,дожди пошли,на даче хорошо летом.Извини,что и с днём рождения не поздравила,да не беда,у тебя друзей много,всего нажелали поди,главное - будь здорова!!!
lenochka_lenusi
Sep. 30th, 2014 07:16 pm (UTC)
спасибо!
nikolay_suslov
Sep. 29th, 2019 12:51 pm (UTC)
страшненькая баба
( 12 comments — Leave a comment )

Profile

agent_40
agent_40

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com